Параметрическая диагностика дизелей SBV6M540 и Pegaso 9156
Дизель BV6M-540 (6ЧН 37/40) производства фирмы Deutz – среднеоборотный
шести-цилиндровый рядный четырехтактный с газотурбинным наддувом установлен в
качестве главного двигателя на сухогрузе дедвейтом 4449т. В качестве
вспомогательных дизелей на судне установлены три высокооборотных
шестицилиндровых дизеля Pegaso 9156. Основные технические характеристики
дизелей приведены в таблицах 1,2.
|
Таблица 1.
Технические характеристики и максимальные значения параметров
BV6M-540 [1,2]
Диаметр цилиндра |
370 мм |
Ход поршня |
400 мм |
Частота вращения коленчатого вала |
600 мин-1 |
Цилиндровая мощность (максимальная) |
294 кВт |
Средняя скорость поршня |
8 м/с |
Число цилиндров |
6 |
Удельный эффективный расход топлива |
210 г/кВт*ч |
Удельный расход масла |
1.4 г/кВт*ч |
Эффективный к.п.д. |
41.5 % |
Механический к.п.д. |
89 % |
Температура выпускных газов за ГТН |
410 °С |
Температура охлаждающей воды вход/выход |
70 / 80 °С |
Фазы газораспредления: впускной клапан открытие/закрытие |
15° до в.м.т. / 50°
за н.м.т. |
выпускной клапан открытие/закрытие |
72° до н.м.т. / 16°
за в.м.т. |
Давление надувочного воздуха |
0.65 кг/см2 |
Угол опережения впрыска топлива (по индикаторным диагр.) |
16.3° до ВМТ |
Таблица 2.
Технические характеристики ВОД Pegaso 9156
Диаметр цилиндра |
130 мм |
Ход поршня |
150 мм |
Частота вращения коленчатого вала |
1500 мин-1 |
Цилиндровая мощность (максимальная) |
130 кВт |
Средняя скорость поршня |
20 м/с |
Число цилиндров |
6 |
Удельный эффективный расход топлива |
224.4 г/кВт*ч |
Удельный расход масла |
1.5 г/кВт*ч |
Эффективный к.п.д. |
41.5 % |
Механический к.п.д. |
89 % |
Температура выпускных газов за ГТН |
410 °С |
Температура охлаждающей воды вход/выход |
75 / 83 °С |
|
14.5 : 1 |
Фазы газораспредления: впускной клапан открытие/закрытие |
15° до в.м.т. / 50° за н.м.т. |
выпускной клапан открытие/закрытие |
72° до н.м.т. / 16° за в.м.т. |
Давление надувочного воздуха |
0.65 кг/см2 |
Угол опережения впрыска топлива (по индикаторным диагр.) |
29° до ВМТ |
|
Диаграммы фаз газораспределения и топливоподачи
двух дизелей показаны на
рисунке 1. Большие величины углов опережения впрыска топлива характеризуют
«жесткую работу» обоих двигателей.
Рис.1. Диаграммы газораспределения и топливоподачи дизелей
Deutz BV6M-540 и Pegaso 9156 |
Двигатели работали на топливе MGO со следующими характеристиками:
r=0.8386
(15°С), кинематическая вязкость n=3 (50°С), температура вспышки 70°С min,
температура застывания -14°С max, содержание серы 0.2% max.
Дизель BV6M-540 был продиагностирован при частоте при частоте вращения
коленчатого вала 583-585 мин-1. В первую очередь были определены и устранены
неравномерности в регулировке цикловых подач и углов опережения отдельных
цилиндров. В результате удалось добиться более ровного распределения
нагрузки между цилиндрами (см. Рис.2). На цилиндре №5 был уменьшен угол
опережения подачи топлива до значения и уменьшена цикловая подача. На
цилиндре №4 увеличение угла опережения до значения
a=17,7 °ПКВ и увеличение
цикловой подачи на 2/28 деления рейки позволило привести значения и основных
параметров в диапазон допуска. Дальнейшее увеличение угла опережения
впрыска топлива на цил.№4 привело бы к значительному повышению «жесткости»
рабочего процесса и увеличению ударных нагрузок на подшипники КШМ.
Дальнейшее увеличение цикловой подачи на цил.№4 было неэффективным –
повышалась температура выпускных газов, при незначительном увеличении
среднего индикаторного давления и мощности. Форма вибродиаграммы форсунки
цил.№4 позволяет сделать вывод о ее хорошем техническом состоянии [3], таким
образом, ревизии подлежал топливный насос высокого давления (нагнетательный
клапан и плунжерная пара ТНВД).
После регулировки топливной аппаратуры были устранены дефекты в регулировке
механизма газораспределения (МГР) – отбалансированы приводы двухклапанной
системы и отрегулированы тепловые зазоры. На дизеле установлены по два
впускных и два выпускных клапана на каждом цилиндре.
При нормальном техническом состоянии каждая группа клапанов должна
открываться и закрываться одновременно и фазы газораспределения должны
соответствовать паспортным значениям. |
Рис.2. Сводный отчет по цилиндрам дизеля Deutz BV6M-540 |
Вибродиаграммы механизма газораспределения отражают качество закрытия
клапанов: в случае одновременного закрытия обоих клапанов вибродиаграммы
имеет форму импульса с одним пиком, острым передним фронтом и затухающим по
экспоненциальному закону, задним фронтом. На рис3. приведен отчет системы
D4.0H [3,4] по цил.№2 двигателя BV6M-540. |
Рис.3. Развернутая индикаторная диаграмма и вибродиаграмма
топливоподачи и газораспределения цил.№2 Deutz BV6M-540 |
Рис.4. Сводные вибродиаграммы форсунок и
МГР дизеля Pegaso 9156
Форсунка цил. 1 - льёт |
Импульс от закрытия впускных клапанов практически не
выделяется на первых трех циклах и немного появляется только на 4-м (маркер
5). Ревизия МГР показала необходимость регулировки теплового зазора
впускных клапанов. Маркер 4 указывает на двойной импульс, соответствующий
закрытию пары выпускных клапанов. Повторяющийся от цикла к циклу двойной
импульс характеризует неодновременное закрытие клапанов и необходимость
регулировки приводного синхронизирующего механизма. Во время открытия
клапанов отсутствует четко выраженный ударный импульс, как при их закрытии,
поэтому виброимпульс открытия слабый или вообще отсутствует (маркер 3).
Маркер 1 указывает на самый мощный импульс, возникающий при работе форсунки,
причем начало впрыска – подъем иглы - показано маркером 2.
Анализ вибродиаграмм дизеля, не оборудованного индикаторными кранами, не
позволяет провести полную параметрическую диагностику цилиндра. Тем не
менее, сделать экспресс-оценку технического состояния топливной аппаратуры
высокого давления и механизма газораспределения таким методом можно.
Необходимо отметить, что анализ фаз топливоподачи и газораспределения
провести таким методом невозможно, поскольку нет необходимой информации для
точной синхронизации вибродиаграммы (нет импульса от фазового датчика и нет
индикаторной диаграммы, по которой можно было бы провести синхронизацию).
На рис.5 фазовые диаграммы наложены с учетом известного угла опережения
топливоподачи, указанного в таблице 2.
|